История Гагауз — Очерки — Потомки Огузов Огузы В древнетюркском языке слово «огуз» означает «стрела» (ок). Оно имеет также значение «род, племя». Буква «з» — показатель множествен- ного числа. В византийских источниках огузы упоминаются, как «узы», а в арабских и персидских рукописях, как «гуз» («гуззы»), В русских летопи- сях огузы, узы проходят как «торки». Имена огузов впервые упоминаются в эпитафиях VI века, найденные на берегах реки Барлык (Китай). По утверж- дению академика В. В. Бартольда, в VI веке огузы объединили все племе- на от Китая до Черного моря в одну кочевую империю. Когда огузы вхо- дили в состав азиатских гуннов, они имели сначала шесть родов, а позже - девять. Орхоно - Енисейские надписи содержат синтагму «Dokuz (Tokuz) Oguz budun», что значит «народ, состоящий из девяти огузских родов (пле- мен)». Из них историкам известны только два - Куны и Тонра. В VII - VIII веках огузы обитали на берегах Селенги (Монголия, Бурятия). В 714 году они стали подчиняться Западному каганату гёктюрков, а затем - до середины IX века - находились в составе Уйгурского каганата. После распада Восточного тюркского каганата (745 г.) одна часть огузов перекочевала в Китай. Другая часть осталась на месте, которая и признала верховную власть уйгуров. Третья часть огузов, которые на определен- ном историческом этапе стали главным компонентом гагаузского эт- носа, со временем взяла курс на Балканы. Процесс откочевки огузов, как и других тюркских племен, шел очень медленно, хотя он и имел непрерыв- ный характер. С VIII века огузы компактно проживали в районе нижне- го течения реки Сырдарьи. Обитали они также в Приаралье и Северном Прикаспии. В 840 году «Докуз огузы» окончательно освободились от уйгурского диктата. Большая их часть, покинув западные районы Монголии, двинулась к берегам Сырдарьи, где уже жили другие огузы. Старые и новые пришель- цы образовали здесь одно мощное племя. С течением времени обитавшие на берегах Селенги огузы стали мало похожи на сырдарьинских огузов X века. В XI веке многие слова, использовавшиеся сырдарьинскими огузами, не были известны «Докуз огузам». Со временем огузы стали насчиты- вать 24 рода (клана). На берегах Сырдарьи они разделились на две вет- ви - Бозок и Ючок, во главе которых стояли по одному «колбей» («кол» - ветвь, крыло; «бей» - правитель 12 родов). Их разделение приобрело ха- рактер военно-политической организации. Каждый огузский род имел свой флаг и тотем (на языке индейцев означает «его род»; объект религиозного почитания). Тотемами огузов служили дикие птицы, которых нельзя было употреблять в пищу. Тотемы разных родов иногда повторялись. У огузских племен X века существовала кровная месть. Не существует единого мнения ученых о происхождении огузов. Рус- ские востоковеды В. В. Бартольд и В. В. Радлов считают «тюркитов» («гёк- тюрков») и огузов одним и тем же племенем. Понятию «тюрок» Бартольд придает политическое значение, а понятию «огуз» - этногеографическое. С ними не соглашаются турецкий историк Сюмер и венгерский иссле- дователь Ласло. Они считают гёктюрков и огузов разными племенами. Венгерский востоковед утверждает, что, если бы гёктюрки (тюркиты) со- стояли из огузов (или, наоборот), они взяли бы имя «Докуз огузов». Хотя большинство историков все еще не может дать аргументированного ответа на вопрос о происхождении «Докуз огузов» (девяти тюркских родов), но исследователи считают, что именно они заложили основу зарождения огузского народа. Махмуд Кашгарский (вторая половина XI в.) отмечает, что названия огузских родов восходят к именам их древних предков. Он же пишет, что не было «чистых» огузов. В них постоянно вливались и другие этнические группы. В начале X века большая часть огузов все еще поклонялась шаманам. В ту далекую эпоху Средняя Азия долгое время была плацдармом соперни- чества христианства и ислама. Христианство несторианского толка, привне- сенное из Ирана, куда, в свою очередь, было привнесено сирийцами, про- никло в этот регион раньше, чем ислам. В первое время оно пользовалось значительным влиянием среди местных племен. Относительно широкое распространение христианства среди тюрков началось в VII веке. Речь можно вести только о какой-то части тюрков, в частности, об узах - основ- ном компоненте древних предков современных гагаузов. Отметим, однако, что вследствие прекращения сношений со странами христианской культу- ры, христианство в Средней Азии исчезло постепенно в относительно ко- роткий срок, не оставив здесь по себе существенных следов. Распространение ислама среди огузов в Средней Азии началось в VIII веке. Среди западных их групп даже в X веке ислам не пользовался большой популярностью. Более широкое распространение он получил сре- ди восточных огузов, на которых в одно время довольно сильное влияние имело государство Саманидов в Средней Азии (875-999 гг.; столица Буха- ра). На религиозной почве огузы часто выясняли свои отношения, прибе- гая к силе. Арабский географ Макдиси утверждает, что до конца X века на берегах Сырдарьи ислам приняла лишь небольшая часть огузов, которые проживали в маленьких городах нижнего и среднего течения реки. Географ Мехмед Нешри утверждает, что в 999 году две тысячи огузских шатров (12- 15 тысяч человек - Ф.А.) приняли ислам и стали мусульманами. С тех пор их стали называть «тюркиманами» (ту ркменами). В руках же непринявших ислам огузов находились главные города-крепости. По утверждению ту- рецкого историка Догана Авджыоглу, до X века тюрки вообще враждебно относились к исламу и арабским миссионерам-агитаторам этой религии. В византийской историографии первые сведения об узах (огузах) приведены в X веке в труде императора Византии Константина Баг- рянородного «Об управлении империей». Однако в X веке самым на- дежным источником об огузах Поволжья являются «Записки» (921-922 гг.) арабского географа и писателя Ибн Фадлана.