История Гагауз — Очерки — Потомки Огузов Кыпчаки Кыпчаки - монголоидное, в основном, объединенное тюркоязычное племя, являвшееся одной из ветвей западных тюркитов («голубых тюрков»). Под этим именем они появились на страницах арабских и персидских ру- кописей. В старину кыпчаки состояли из двух самостоятельных племен и господствовали на территории от Балхаша до Иртыша. Академик В. В. Бар- тольд считает, что кыпчаки первоначально были лишь одним из тюркских племен кимаков (кимеки), обитавших в среднем течении Иртыша. Затем вместе с другими тюркскими этносами они создали конфедерацию племен. В VII веке кимаки кочевали на землях северного Алтая - Прииртышье и входили в состав Западного тюркского и частично Уйгурского каганатов. В XI веке история знала 11 кыпчакских колен (родов, племен). Ими уп- равляли ханы, которыми могли стать только представители ханской семьи. У кыпчаков бытовало право на кровную месть. Во второй половине XI века на северных берегах Черного моря кыпча- ки объединились с оставшимися здесь печенегами и узами, получив в русских летописях название половцы. Название это связано с соломенно- белым цветом волос кыпчаков. В Европе их называли куманами, а в Венг- рии - кунами. Кыпчаки впервые упоминаются как куманы в 1078 году. По- ловцы (кыпчаки, куманы) представляли собой высокорослый и белокурый народ. Половецкие женщины славились своей особой красотой. Кыпчаки отличались от других тюркских племен религиозностью, храбростью, быс- тротой движений. Они приносили пленников в жертву своим богам. Слово «кыпчак» в «Орхоно-Енисейских надписях» не зафиксировано. В письменном памятнике «Огуз дастаны» слово «кыпчак» означает «дре- весная кора». В «Исламской энциклопедии» на турецком языке этимология слова «кыпчак» связывается с понятиями «вспыльчивый», «разгневан- ный», «подвижный», «не могущий на месте стоять». Некоторые древние источники утверждают, что имя Кыпчак сначала носил конкретный че- ловек. Что касается слова «куманы», то оно в сочинениях Анны Комнин, дочери византийского императора Алексея Комнина, означает «степняки». В древнетюркском языке слова «куман» и «кун» означали «желтый, бело- курый, свет, день». С XI века название кыпчаки на Балканах исчезает. Вместо него в византийских и западных источниках стало использоваться слово «куманы». Под давлением каракитанов в 1017 году кыпчаки откочевали на запад. В середине XI века они уже обитали на территории, простиравшейся от северных районов Аральского моря до северных районов Черного моря. Степь между Алтаем и Каспием была местом постоянных столкновений между тремя тюркскими племенами: печенегами - огузами, узами (частью огузов) и кыпчаками. До X века силы были почти равны. Однако в кон- це X - начале XI веков кыпчакские орды постепенно стали теснить узов с берегов Волги и Дона на Балканы, а узы, в свою очередь, стали теснить печенегов в том же направлении. Борьба кыпчаков с узами (огузами) стала темой произведения под названием «История деда Коркута». Со временем кыпчаки, являвшиеся самым мощным тюркским племенным объединени- ем, превратились в страшную силу для Киевской Руси, достигнув ее границ в 1051 году. Четыре года спустя (1055 г.) они появились на левом берегу Днепра под Переяславлем. Тогда русские летописцы впервые начали упо- минать о кыпчаках. В 1030-1064 годах кыпчакские орды вытеснили из южных районов Руси сначала узов, а затем и печенегов. Некоторые русские исследователи разделяют историю кыпчаков в южнорусских степях (с 1055 по 1223 гг., до битвы на реке Калке) на четыре-пять периодов. В период 1061-1091 годов кыпчакское население было единственным властелином степей Киевской Руси. А к концу XI - началу XII веков кыпчаки занимали территорию от озера Балхаш до Дуная. В арабских источниках она называется Дешт- и-Кыпчак, а в русских летописях - Половецкая степь. Считается, что объединенными силами русских дружин кыпчаки впервые жестоко были разбиты на «своей собственной земле» лишь в 1103 году. Это произошло на берегах речки Сутин (река Молочная, впадающая в Азовское море). В южной Руси кыпчаки находились под серьезным влиянием христианства. Напомним, что на территории между Днепром и Дунаем, включая Пруто-Днестровье, кыпчаки образовали так называемую «Черную Ку- манию». Отсюда они совершали походы в пределы Византии и Венгрии. Правители Киевской Руси часто использовали кыпчаков друг против дру- га. Русские летописцы отмечают, что за 33 года (1128-1161 гг.) кыпчакские орды 15 раз осуществляли набеги на русские земли в качестве союзников Ольговичей. Серьезно подорвали силы кыпчаков походы русских князей, осуществленные в 1190-1193 годах. К концу XII - началу XIII веков обста- новка в степях относительно стабилизировалась. Набеги кыпчаков на Русь стали более редкими. И русские князья прекратили организовывать набеги и походы на них. Такова была военно-политическая обстановка в южнорус- ских степях в момент появления в Киевской Руси монголов. На ее южных окраинах монголо-татарские орды впервые появились в 1223 г. 31 мая 1223 года на берегах реки Калка произошло первое сра- жение монголо-татаров с русскими дружинами и кыпчаками-союзниками русских князей. Русы и кыпчаки потерпели поражение. Одной из при- чин поражения было отсутствие единства в рядах русских войск, а другой - бегство с поля боя кыпчаков, не выдержавших длительной битвы. Пос- ле монголо-татарского нашествия часть кыпчаков вошла в состав Золо- той орды, а другая переселилась за Дунай, главным образом в Венгрию. Вместе с венграми кыпчаки принимали участие в боях против Византии. Часть их находилась по найму у болгар, вместе с которыми также воевала против Византии. Держали они путь и в Сирию, Египет. Однако первые массовые появления кыпчаков в устье Дуная и предгорьях Карпат были зафиксированы еще в 1080 году. Но наиболее сильное движение кыпчак- ского населения из южнорусских степей по направлению к Дунаю и за Дунай началось только во второй половине XII века и продолжилось до конца XIII века. Стремясь рассеять и уничтожить непокоренных кыпчаков, в последний раз подошедших к стенам Киева в 1234 году, монгольский хан Батый добил- ся своих целей только в 1237-1242 годах. Тогда кыпчакское «степное царс- тво» было уничтожено политически. Это дало толчок к очередному пере- селению кыпчаков в Болгарию, где и так было слишком много переселенцев- печенегов и узов. И тех же кыпчаков. Историки отмечают, что особенно большая их волна откочевала на территорию Болгарии весной 1241 года. Ее правители направили кыпчаков в восточную Фракию. На территории Византии они окончательно разделились на три части. Одна часть слилась с узами, уже принявшими христианство. Другая часть смешалась с пе- ченегами - мусульманами (мусульманами - гаджалами, называемыми также читаклар). Самая же большая часть кыпчаков была расселена во Фракии и Македонии, отмечает болгарский историк Атанас Манов. Отме- тим, что, оказавшие сопротивление монголам в XIII веке кыпчаки со вре- менем растворили в своем составе немногочисленные остатки монгольских племен на Балканах. Период (вторая половина XII - начало XIV вв.) истории многих народов Восточной Европы невозможен без знания истории кыпчаков, которые все чаще фигурируют в источниках в качестве постоянных участников собы- тий в Подунавье и на Балканах. В 1186 году кыпчаки (куманы) создали просуществовавшее до захвата Добруджи монголами (1242 г.) Второе Болгарское государство, сыграв большую роль в его возрождении. Бра- тья Петр и Асень (по кличке Белгун) - правнуки болгарского царя Борилы - принадлежали к знатному княжескому куманскому роду. Куманом был и царедворец (вельможа при царском дворе) по имени Герман. Куманом (пе- ченегом или узом) по происхождению был Георгий Тертери, занимавший болгарский престол в 1280-1292 годах и положивший начало новой куманс- кой династии в Болгарии. Последний потомок болгарского царя куманского (печенежского или узского) происхождения по имени Георгий II Тертерий (Тертер) умер в 1323 году. Печенеги, узы и кыпчаки почти три с половиной века господство- вали на территории южной Бессарабии и значительной части совре- менной Румынии. Они оставили след в румынском языке и топонимике этих регионов, фамилиях и именах людей. Название Бессарабия, например, восходит к «Басар» (имя) и «Аба» (мн. число, «отцы»). Так звали сына хана Ток-Томера, что означает «отец-завоеватель». Населенные пункты и фами- лии Аслан, Балабан, Буга, Буздуган (боздоган-серый сокол), Караджа, Ка- раман, Узун, Кунев (кун - так называли венгры кыпчаков), Чакан и многие другие имеют печенежско-узско-кыпчакские корни. Особый след кыпчаки оставили на территории Венгрии. Сын ко- роля Белы IV, наследник престола Иштван, был женат на принцессе вождя кыпчаков (куман). От этого брака у них родился мальчик по имени Ласло, будущий король Венгрии - Ласло IV. За все время его правления кыпчаки имели большое влияние на короля, всячески поддерживали его. Кыпчаки, оставшиеся на территории Венгрии, приняли христианство. В 1278 году они подписали с королем соглашение и начали вести оседлый образ жизни. Но еще сотни лет понадобились, чтобы кыпчаки окончательно переплави- лись в венгерском обществе. Остались лишь имена: Алпар, Айяз, Болмаз, Чабак, Чубук, Чуртан, Чертан, Илан, Итик, Кутлу, Кол-Бас, Кондуз, Сатмаз, Ол-Дамур, Ал-Темир, Толун (Томан - тот, кто родился в 14-й день месяца), Торсук (Тулум), Янгорта и другие. Отметим, что в послемонгольскую эпоху кыпчаки как народ больше не упоминаются. Имя «кыпчак» появляется как название рода у узбеков и ка- захов. Особую известность кыпчаки получили в новейшей истории наро- дов Средней Азии, развитии их языков. Тем временем в истории народов Балкан медленно, но все более уверенно укреплялась новая этничес- кая общность - гагаузы, специфический тюркский народ.
История Гагауз — Очерки — Потомки Огузов Кыпчаки Кыпчаки
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Страница: 1